Гидрофикация автомобилей и автомобильных шасси

Гидрофикация автомобиля - это его переоснащение, то есть установка дополнительного гидравлического оборудования для повышения эффективности его использования и расширения функциональности путем обеспечения возможности применения крана, гидроманипулятора, краноманипуляторных установок, других гидравлических устройств, а также работы с прицепом, самосвальным полуприцепом, цистернами, цементовозами, автовозами, тралами и другими полуприцепами специального назначения.

Наиболее распространенным является гидрофикация тягача, но широкое распространение применения гидроманипуляторов и краноманипуляторных установок приводит к необходимости гидрофикации также бортовых автомобилей, сортиментовозов, самосвалов и т.д.

Как правило, производители грузовой техники не включают в стандартную комплектацию такую аппаратуру, поскольку, во-первых, заранее не известно, какие функции будет выполнять спецтехника: перевозить лес, цистерну или самосвальный полуприцеп; во-вторых, это заметно повышает стоимость автотехники.

С экономической точки зрения выпускать многоцелевые и многофункциональные грузовики невыгодно, так как их цены окажутся запредельными, а для конечного потребителя большинство возможностей окажутся никогда не использованными.

Поэтому монтаж гидравлики осуществляется индивидуально для каждой машины уже после ее покупки.

Это очень выгодно, так как стоимость гидрофикации автотехники относительно невелика стоимости самого шасси большегруза, но позволяет получить многоцелевой, многофункциональный автомобиль.

Гидрофикация придает автотехнике дополнительные специфические возможности, значительно расширяя возможности автомобилей при их эксплуатации.

Поэтому гидрофикация (монтаж гидравлики) осуществляется индивидуально для каждой машины (с учетом специфических особенностей, предъявляемых заказчиком к автотехнике) при ее производстве на заводе-изготовителе или уже после покупки.

Работа устройства после гидрофикации тягача или автомобильного шасси осуществляется непосредственно от двигателя транспортного средства, что позволяет отказаться от монтажа ещё одного мотора.

Основные узлы и агрегаты, устанавливаемые на автомобиль при проведении гидрофикации:

1.Коробка отбора мощности (КОМ).

КОМ служит для передачи крутящего момента от трансмиссии автомобиля к гидравлическому приводу. Они устанавливаются на шасси и позволяют избежать необходимости монтажа дополнительного двигателя, что экономит значительные средства. В силу конструктивных особенностей КОМ, применение данного агрегата имеем массу преимуществ:

  • малые размеры обеспечивают возможность его установки непосредственно на КПП;
  • нет необходимости в дополнительной системе охлаждения;
  • простота конструкции и принцип работы существенно снижает вероятность поломки агрегата.

Все причисленные преимущества и особенности агрегата позволяют существенно сэкономить на производстве спецавтомобиля.

При выборе конкретной модели агрегата КОМ необходимо учитывать:

  • модификацию КПП;
  • конструктивное расположение;
  • необходимая достаточная мощность, передаваемая агрегатом и т.д.
Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности Коробка отбора мощности

2.Гидравлический насос.

Гидравлические насосы - это агрегаты, преобразующие механическую энергию, получаемую от коробки передач, переданную агрегатом КОМ в энергию перемещаемой гидравлической жидкости, повышая ее давление на выходе.

При гидрофикации автотехники используются насосы шестеренчатого или аксиально-поршневого типа. Рабочее давление таких насосов достигает 300 атм. и более, в случае перегрузок.

Гидравлический насос Гидравлический насос Гидравлический насос Гидравлический насос

Тип применяемого насоса зависит от рабочего давления в системе. В случае высоких показателей используется более подходящий для этого поршневой насос.

3.Гидрораспределитель или клапан управления подъемом кузова

Гидрораспределитель c встроенным перепускным клапаном предназначен для управления подъемом кузова путем изменения направления потока рабочей жидкости полным открытием или закрытием проходного сечения, обеспечивая функционирование гидравлической системы, а также защищая цилиндр и насос от излишнего давления и гидравлических ударов.

Моделей, гидравлических распределителей, отличающихся характеристиками и конструктивными особенностями, довольно много. Существует несколько основных разновидностей, оптимально подходящих для использования при гидрофикации автотехники. Цена гидрораспределителя прямо пропорциональна материалу изготовления и его характеристикам.

4.Управление гидравлическим приводом

Существует три различных вида управления гидросистемой: пневматическое, электрическое и механическое.

Непосредственно в кабину монтируется устройство управления гидравлическим приводом. Механизм управления зачастую представляет собой чувствительный джойстик, но может иметь и другие формы. Всё зависит от сферы использования и решаемых задач.

5.Масляный бак (гидробак)

Масляный бак для рабочей жидкости, объём которого может колебаться от 86 до 250 литров, крепится за кабину или боковой части рамы и имеет воздушные, а также масляные фильтры. Форма бака оптимизирована и соответствует пространству установки.

Масляный бак (гидробак) Масляный бак (гидробак)

6.Резьбовые и быстроразъемные соединения, шланги и фитинги

Фитинг - соединительная часть, устанавливаемая в местах его разветвлений, поворотов, переходов на другой диаметр, а также при необходимости частой сборки и разборки труб. Они рассчитаны на значительные показания давления. Чтобы обеспечить оперативное подключение всех систем, используются быстроразъёмные соединения (БРС).

К гидравлическим фитингам предъявляются определённые требования в плане прочности, материала изготовления, и во многом они зависят от сферы применения.

Если использование ограничено обычными гидравлическими трубопроводами, оптимальным вариантом считается выполнение продукции из меди. Она не подвержена коррозии и обладает длительным сроком службы.

Если в гидравлической системе достигаются высокие показатели внутреннего давления, фитинг выполняется из ковкого чугуна или с утолщениями на концах.

Герметичность фитингов, применяемых в гидравлических системах, достигается не только за счёт полного соответствия диаметра фитинга для гидравлики и трубки, но также используются специальные уплотнительные материалы на основе льняной пряди. Более современным и практичным вариантом считается применение ленты ФУМ. Чем больше диаметр имеет изделие, тем острее стоит проблема обеспечения герметичности внутреннего пространства. Именно по этой причине применяют только самые качественные сорта стали, меди или чугуна.

В зависимости от того, какие задачи будет выполнять конкретная машина, переоборудование ведется по одной из трех схем.

При выполнении гидрофикации необходимо также учитывать страну-изготовителя автомобиля. Для тягачей и самосвалов европейских, японских, китайских и американских марок гидрофикация будет производиться по различным схемам.